Росавиация разрешила «Аэрофлоту» продлить срок годности просроченных пиропатронов на Boeing 777.
Они обеспечивают принудительную уборку спойлеров при аварийной эвакуации пассажиров через выходы на крыло.
Как узнала «Авиаторщина», в условиях санкций «Аэрофлот» не может найти для американских самолётов Boeing 777 новые пиропатроны системы принудительной уборки ближайших к фюзеляжу спойлеров (SARD) и будет летать с «просроченными» как минимум до середины декабря.
Именно пиропатроны обеспечивают автоматический перевод 7 и 8-го спойлеров (выделены на фото) в убранное положение при выпадении надувного трапа в случае аварийной эвакуации пассажиров через выходы (3R и 3L) на крыло.
Срок годности пиропатронов истёк пока только на четырёх из 22 Boeing 777 «Аэрофлота» — в конце июня. За три месяца до этого в авиакомпании прошло совещание, на котором представители трёх департаментов (ДПП, ДПЛГ и ДОБ) обсуждали вопрос, как дальше летать на этих самолётах.
Поначалу рассматривалась возможность деактивации 7 и 8 спойлеров, но по итогу пошли более простым путём — приняли альтернативный вариант с продлением срока службы пиропатронов. Тем самым выбрали из двух зол наименьшее, считает один из авиационных инженеров.
«Так как SARD должна обеспечить нормальное раскрытие "крыльевого" трапа, если спойлер не убрался, то было предложено деактивировать сами спойлеры, чтобы гарантировать раскрытие трапа. Но подумали и решили, что это не самое правильное решение», — пояснил специалист.
По его словам, решение продлить срок службы пиропатронов вместо деактивации спойлеров, скорее всего, связано с тем, что 7 и 8 спойлеры существенно влияют на посадочную дистанцию.
«Решили рискнуть с пиропатроном, у которого срок службы несколько лет и который нужен только для аварийной эвакуации через выходы на крыло с неубранными спойлерами, чем рисковать выкатиться с полосы из-за деактивированных спойлеров», — пояснил инженер.
К тому же перечень минимального исправного оборудования на B777 (MEL) в части спойлеров и SARD накладывает на авиакомпанию жёсткие ограничения.
Формально при просроченном пиропатроне SARD считается нерабочей. В этом случае MEL требует считать нерабочим и аварийный выход на крыло, то есть ближайшие к нему кресла в салоне самолёта перевозчик должен оставлять пустыми.
«Аэрофлот» продлением срока годности пиропатронов на 170 дней смог этого избежать. Теперь до середины декабря он будет считать, что проблемы с SARD (нужно устранить после возврата на базу) нет и выполнять этот раздел MEL не следует.
Кроме того, «Аэрофлот» ввёл временный запрет на применение раздела MEL, касающегося привода управления спойлерами, чтобы не деактивировать спойлеры, когда проблема не в них, а в пиропатронах SARD.
Решение продлить срок службы пиропатронов инженер назвал вполне разумным в сложившихся обстоятельствах. К тому же это решение не «Аэрофлота», а Росавиации, добавил он.
Топ-менеджер одного российского провайдера по техобслуживанию самолётов в беседе с нами выразил удивление тем, что Росавиация подписалась под этим, добавив, что регулятор обычно боится всего, особенно ответственности.
Близкий к Минтрансу собеседник говорит, что «Аэрофлот» от безысходности пошёл на риск с разрешения Росавиации. При этом авиационный инженер считает этот риск контролируемым.
По его словам, должны сложиться следующие обстоятельства:
— эвакуация на суше;
— пилоты не успели убрать спойлеры, а бортпроводники начали эвакуацию через двери на крыло;
— «просроченный» пиропатрон не сработал.
Если всё это вдруг сложится, то пассажирам придётся прыгать с крыла, так как выпущенный на неубранный спойлер трап будет непригоден для эвакуации, или бежать к другим аварийным выходам, пояснил специалист.
Как заметил источник в «Аэрофлоте», на самолётах Boeing 777 нацпера ещё не было ни одной эвакуации пассажиров через аварийные выходы.